Дороги как стиль жизни…
Поиск
Авторизация

Лебедка автомобильная – обязательный инструмент джиппера и необходимый для остальных автопутешественников

Автомобильная лебедка чаще всего используется любителями езды по бездорожью, спортсменами и путешественниками. Рано или поздно каждый покоритель бездорожья и просто автопутешественник осознает необходимость приобретения и установки лебедки на свой автомобиль как страховочный вариант при поездках за город на охоту и рыбалку, в экстремальном туризме.

Автомобильная лебедка – это устройство, предназначенное для вытаскивания автомобиля с помощью наматывания троса на барабан, свободный конец которого зацеплен за неподвижный предмет значительно большей массы.

На данный момент автомобильные лебедки выпускаются трех видов:

  1. электрические автолебедки,
  2. гидравлические автолебедки,
  3. механические автолебедки.

Также существует отдельный класс съемных лебедок.

Автомобильные лебедки различаются силой тяги, измеряющейся в тонна-силах. Этот параметр вычисляется умножением массы автомобиля (в тоннах) на 2.

К нему следует добавить логику: если на вашем внедорожнике стоят 35-ые колеса, то вам понадобится электрическая лебедка, способная вытащить эти самые колеса из такой засады, в которую другие авто могут попасть только при помощи лебедки.

При выборе лебедки стоит знать, что указанное тяговое усилие соответствует только полностью размотанному тросу. Следовательно при полностью намотанном тросе усилие примерно в 1,5 раза меньшее от номинального.

Также необходимо помнить, что при использовании лебедки с тяговым усилием более чем в 1,5 раза превышающем массу автомобиля необходима осторожность. При таком усилии вполне возможно повредить кузов или даже раму автомобиля.

Поскольку в реальной ситуации нагрузка на лебедку и трос может быть выше (препятствия, «всасывание» в грязь автомобиля, уклон и т.д.), нередко случается, что лебедочный трос рвется.

В случае использования кевларовых тросов это грустно, но не приводит к трагедиям и повреждениям автомобиля. А вот разрыв стального троса может окончиться даже смертью человека, в которого обрывок троса попадет. Во избежание трагедий при использовании стального троса нужно соблюдать повышенную осторожность и использовать тросогасители.

В качестве тросогасителя может выступить любой кусок материала, повешенный на трос. Однако существуют и фирменные тросогасители (их цена составляет около 700 – 800 рублей).

К плюсам синтетических тросов можно отнести не только малый вес (100 метров кевларового троса весят менее 7 кг), но и то, что такой трос не намокает, не растягивается, практически не впитывает влагу, не тонет в воде. С ним удобно работать на морозе, он легко наматывается, не пружинит и не соскакивает с барабана лебедки.

Электрические автомобильные лебедки

Электрические лебедки на сегодняшний день наиболее распространены среди любителей бездорожья. Они работают от электромотора, который питается от бортовой сети автомобиля. По “начинке” различные модели этого класса лебедок мало чем отличаются и состоят из электродвигателя, редуктора, барабана для намотки троса и блока контактов для управления лебедкой. В зависимости от мощности электрические лебедки оснащаются тормозами различной конструкции, обычно монтируемыми внутри барабана, и тросами разной толщины и длины.
Электрические лебедки отличаются простой конструкцией, легко монтируются, удобны в использовании, и допускают дистанционное управление.

Основные преимущества этого типа лебедок – простота монтажа, возможность установки на любой автомобиль Однако время непосредственной работы электрической лебедки при заглушенном двигателе не превышает 10 – 15-ти минут, после чего энергии аккумулятора становится недостаточно для полноценной работы лебедки. При длительной работе есть риск полной разрядки аккумулятора автомобиля. Недостаток электрических лебедок – очень большое энергопотребление, часто превышающее возможности штатной электросистемы автомобиля.

Также электрический мотор имеет тенденцию перегреваться, из-за чего работа с этим классом лебедок требует перерывов. Кроме этого их нельзя использовать под водой, что может оказаться критичным, например, при прохождении брода.

Гидравлические автомобильные лебедки

Гидравлические лебедки работают от гидромотора, который обычно приводится в действие насосом гидроусилителя руля. Мощность от двигателя к барабану «гидравлики» передается с помощью перекачивания рабочей жидкости гидронасоса к гидромотору.

При этом давление от насоса гидроруля, который обычно используют для среднемощных гидравлических лебедок, с помощью электромагнитных клапанов переключается с ГУРа на гидромотор. Для более мощных гидролебедок используется отдельный насос со шкивом.

Гидравлические автомобильные лебедки имеют ряд существенных преимуществ. Гидромотор обладает высокой надежностью и устойчив к перегрузкам – в случае перегрузки он просто останавливается, но не ломается. Благодаря герметичности гидромотора этот класс лебедок позволяет работать под водой.

В таких лебедках предусматривается регулируемый ограничитель максимальной мощности. По сравнению с электрическими гидравлические лебедки более тяговитые и долгоработающие. Как и электрическими, так и гидравлическими лебедками можно управлять дистанционно и устанавливать на разные автомобили.

Главные преимущество этой лебедки, это невозможность ее перегреть и отсутствие “жесткой” связи с мотором. На лебедке можно тянуться часами – нагревается масло и больше ничего серьезного не происходит. А привод насоса через ремень защищает лебедку от обрыва троса, поломки карданов и редукторов.

При слишком большом усилии лебедка просто останавливается, т.к. начинает проскальзывать ремень. Отсутствие связи с трансмиссией позволяет водителю помогать лебедке колесами, дозируя крутящий момент на колесах при помощи сцепления. Так же на лебедке нет никаких электрических контактов, поэтому она прекрасно работает под водой.

Недостатки: Обычно меньшая, чем у механических и электрических, скорость выборки троса в силовом режиме, большее количество компонентов системы, большая сложность, и как, следствие, существенно более высокая цена.
Именно поэтому гидравлические лебедки среди российских любителей бездорожья пока не получили большого распространения.

Механические автомобильные лебедки

Механические лебедки приводятся в действие двигателем автомобиля. К раздаточной коробке подключается специальная коробка отбора мощности, от которой лебедка и получает крутящий момент. Эти лебедки отличает высокая мощность, неприхотливость и надежность. На ней можно менять скорость выборки троса путем изменения оборотов двигателя.

Главный плюс механических лебедок – нет никакой электрической нагрузки на сеть автомобиля и исключительная надежность агрегата. Возможность регулирования скорости намотки троса педалью газа. Поскольку лебедка жестко связана с трансмиссией, чрезмерные нагрузки могут ее повредить, поэтому для защиты от подобной неприятности в конструкции лебедки предусмотрена специальная шпонка, которая при максимально допустимой нагрузке срезается. Хотя шпонку может заменить любой твердый предмет, подобная вольность чревата поломкой кардана, кронштейна и даже рамы и редуктора.
Основным минусом механических лебедок является их возможность установки только на внедорожники, раздаточная коробка которых допускает подключение коробки отбора мощности.

В отличие двух других видов лебедок механической лебедкой нельзя управлять дистанционно. Поскольку наматывание троса на барабан требует наблюдения, в одиночку такой лебедкой пользоваться опасно – во время смотки она может сломаться.

Съемные лебедки

Съемные лебедки – это лебедки со специальной консолью, которая стационарно крепится к автомобилю. Сама же лебедка возится в багажнике и крепится только при необходимости на установочную консоль.
Среди съемных лебедок существует класс автономных. Автономные лебедки могут работать от независимого от машины источника энергии – бензинового мотора или аккумулятора. Их плюс в том, что их можно использовать при заглушенном двигателе и не брать с собой без надобности. Однако есть и минусы – бензиновая лебедка, которой необходим и запас топлива, занимает много места, а для перевозки и использования электрической лебедки нужно изрядно повозиться с длинными и габаритными проводами.

Место установки автомобильной лебёдки

Напоследок остался самый трудный вопрос – место установки. Кроме ограничений накладываемых на механические и гидравлические лебедки, остается главное препятствие для подавляющего большинства автомобилей – бампер, ведь у большинства машин бампер скорее декоративное украшение нежели силовой элемент кузова. А крепить лебедку следует именно к силовому элементу автомобиля.

Для внедорожников – это прочная рама. Наибольшее распространение получил способ установки лебедки на специальный бампер с “кенгурином”, либо на специальный подрамник под стандартный бампер.

Последний способ менее популярен, т.к. ухудшает геометрическую проходимость автомобиля. В обоих случаях необходимо обеспечить надежное крепление к несущем частям кузова. Есть еще способ установки лебедки – за бампер. В последнем случае наружу выводят только металлические ролики (т.н. “губки”) и крюк.

Основные правила безопасности при работе с лебедкой

  1. Нельзя перешагивать через натянутый трос лебедки.
  2. Работать с лебедкой необходимо в прочных перчатках. Лучший вариант – брезентовые, либо из специального материала с утолщениями на кончиках пальцев. Нельзя использовать обычные ХБ перчатки.
  3. Лопнув, трос может покалечить окружающих людей или технику. Желательно при работе накладывать на середину троса демпфер – например спальный мешок, куртку, бревно и т.п.
  4. Не зацепляйте трос за ненадежные объекты.

Перед началом эксплуатации необходимо полностью размотать трос, а затем туго и аккуратно, виток к витку намотать его обратно.

При использовании троса для избежания его запутывания рекомендуется держать его в напряжении.

Также лучше всего полностью разматывать трос, обеспечивая его максимальную упругость минимизирующую вероятность разрыва. К тому же тяговое усилие в этом случае будет максимальным. При сматывании троса необходимо следить чтобы он ложился как можно плотнее, виток к витку во избежании заклинивания барабана. Если же трос “закусило” при намотке, его легко высвободить отъехав немного на зад. На серъезном бездорожье гораздо удобнее держать трос в размотанном состоянии уложенным вокруг кенгурина.

При выборе объекта для зацепления помните, что чем ближе место зацепления к земле, тем лучше. Однако если автомобиль зарылся передком, то лучше наоборот придать как можно больший угол относительно земли.

Само собой разумеется, что на пути вытаскиваемого автомобиля не должно быть новых препятствий, ям, арматуры и т.д. Если поблизости нет надежно закрепленного объекта – используют смекалку – вкапывают лом, обвязывают несколько маленьких деревьев и т.д.

При обрыве троса, конец кладут вдоль барабана и зажимают его витками накручиваемыми на барабан, что восстанавливает работоспособность всей системы.

При работе на склонах полезно закреплять дополнительные – страховочные тросы.

В профилактических целях регулярно осматривайте клеммы и контакты электрической лебедки, а также места соединений шлангов у гидравлической.